Контактный телефон:

+7 (495)
660-32-69

Как стать нашим клиентом?
Заявка на обслуживание.

Вы можете оставить заявку
или задать вопрос:

Задайте вопрос специалисту

15.08.13

Федеральной налоговой службой направлена налогоплательщикам и нижестоящим налоговым органам арбитражная практика по вопросам привлечения к административной ответственности в области применения контрольно-кассовой техники. Ниже дан комментарий отдельных рассмотренных ситуаций.

-  Расходы подтверждены чеком, оформленным ККТ, которая не зарегистрирована в налоговом органе 

 ФНС России приведено решение ФАС Уральского округа, отраженное в Постановлении от 03.08.2012 N А34-4726/2011 (Определением ВАС РФ от 23.11.2012 N ВАС-15161/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). По результатам выездной проверки инспекцией исключены из базы по налогу на прибыль расходы на приобретение товаров у контрагента за наличный расчет и отказано в применении вычетов по этим операциям. Свое решение налоговый орган аргументировал тем, что затраты не были подтверждены документально и соответствующие хозяйственные операции не осуществлялись. Налогоплательщик обратился в суд. Однако суд кассационной инстанции, чью позицию поддержала коллегия судей ВАС РФ, указал следующее: кассовые чеки, содержащие номер ККТ, которая не зарегистрирована контрагентом в инспекции, являются одним из доказательств нереальности произведенных операций. Таким образом, при отсутствии других документов чеки не могут подтверждать в целях налогообложения прибыли произведенные расходы. Аналогичные выводы в отношении исчисления налога на прибыль и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей) содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 07.02.2013 № А27-9391/2012, ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2013 № А66-3963/2012, ФАС Поволжского округа от 15.11.2012 № А65-25287/2011 (Определением ВАС РФ от 26.03.2013 N ВАС-2690/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 03.11.2011 № А41-9654/10 и др.

 - Контрольная закупка в рамках проверки соблюдения законодательства о применении ККТ 

ФНС России указала, что установление факта неприменения ККТ или невыдачи бланка строгой отчетности при осуществлении наличных расчетов с физическим лицом, не участвующим в проводимой инспекцией проверке, является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении. В обоснование своей позиции налоговое ведомство сослалось на Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 N А56-36214/20122. Как отметил суд, факт невыдачи бланка строгой отчетности был установлен должностными лицами не в ходе проверочной закупки по смыслу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Согласно выводам Минфина России и Верховного Суда РФ контрольная закупка товаров (работ, услуг) осуществляется в рамках полномочий, предоставленных налоговым органам на основании п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью выявления и пресечения уголовных преступлений. Следовательно, контрольная закупка, осуществляемая инспекцией в рамках проверки соблюдения законодательства о применении ККТ с целью выявления административных правонарушений, не является оперативно-розыскным мероприятием, поэтому налоговый орган может ее проводить самостоятельно. Такой вывод содержится, в частности, в Письме Минфина России от 07.02.2006 N 03-01-15/1-23, Постановлениях Верховного Суда РФ от 29.07.2009 № 41-АД09-3 и от 11.05.2012 № 45-АД12-4.

Принимая во внимание позицию Минфина России, налоговое ведомство рекомендует нижестоящим налоговым органам при решении вопроса о проведении контрольной закупки учитывать судебную практику, сложившуюся в регионе (Письмо от 11.01.2009 N ШС-22-2/1@ "О проведении контрольных закупок").

Кроме того, в Письме УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973 указано следующее. Одним из методов проверки соблюдения организациями и предпринимателями требований Закона N 54-ФЗ является приобретение товаров проверяющими либо в качестве обычных покупателей (клиентов) в личное пользование, либо с привлечением для проведения проверки лиц, которые будут выступать свидетелями административного правонарушения.

Основание: Письмо ФНС России от 05.06.2013 N АС-4-2/10250 "О направлении арбитражной практики".

Архив новостей