Контактный телефон:

+7 (495)
660-32-69

Как стать нашим клиентом?
Заявка на обслуживание.

Вы можете оставить заявку
или задать вопрос:

Задайте вопрос специалисту

30.06.13

1.1. Принятие налоговым органом обеспечительных мер и их отмена 

В силу п. 10 ст. 101 Налогового кодекса РФ после того, как вынесено решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на исполнение решения. Такие меры принимаются при наличии достаточных оснований полагать, что в противном случае дальнейшее исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов может быть затруднено или стать невозможным. Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. К обеспечительным мерам относятся запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия инспекции и приостановление операций по счетам в банке. По просьбе налогоплательщика эти меры могут быть заменены на банковскую гарантию, залог имущества, поручительство третьего лица (п. 11 ст. 101 НК РФ).

В п. 2 Приложения к комментируемому Письму ФНС России разъяснено, что обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика, находящегося в залоге, не нарушают права ни налогоплательщика, ни залогодержателя. Такая позиция нашла отражение в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2010 № А13-15752/2009 и ФАС Уральского округа от 22.05.2012 № А50-15031/2011 (Определением ВАС РФ от 13.08.2012 N ВАС-9971/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Кроме того, в п. 7 Приложения сделан вывод о том, что частичная отмена обеспечительных мер невозможна, поскольку она не предусмотрена Налоговым кодексом РФ. 

1.2. Продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки 

Согласно п. 1 ст. 101 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Решение по ним принимается в 10-дневный срок с момента истечения 15 дней, предусмотренных п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ для представления возражений налогоплательщиком. Срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как следует из п. 4 Приложения, несоблюдение указанного срока само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для того, чтобы признать недействительным решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности. В силу абз. 2 п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения служит только невыполнение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К ним относится обеспечение права налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представлять объяснения.

Некоторые арбитражные суды придерживаются точки зрения ФНС России (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2012 № А38-6365/2011 (Определением ВАС РФ от 28.01.2013 N ВАС-526/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2012 № А05-7012/2011). В то же время ФАС Московского округа признал нарушение срока принятия решения по результатам проверки, установленного в п. 1 ст. 101 Налогового кодекса РФ, одним из оснований для отмены этого решения (Постановление от 23.06.2011 N А40-93135/10-13-421).

1.3. Выемка документов после окончания выездной проверки 

В рамках выездной проверки должностное лицо налогового органа на основании мотивированного постановления вправе производить выемку подлинников документов (п. 14 ст. 89, п. п. 1 и 8 ст. 94 НК РФ). Выемка возможна, если:

- для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов налогоплательщика;

- есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

В п.10 Приложения комментируемого Письма ФНС России отмечено, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрен конкретный срок для изъятия документов. Ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 N 16282/11 Налоговое ведомство пришло к следующему выводу: инспекция вправе производить выемку подлинников документов после завершения выездной проверки. Существует судебная практика, подтверждающая обоснованность выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2012 № А53-27001/2010 (Определением ВАС РФ от 17.05.2012 N ВАС-5533/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), от 02.09.2011 № А63-8481/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 № А56-33713/2009). В указанных судебных актах основанием для выемки послужила необходимость провести почерковедческую экспертизу.

Следует отметить, что днем окончания выездной проверки является день составления справки (п. п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ). Для получения дополнительных доказательств инспекция на основании п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которые могут включать истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Пункт 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ не содержит прямого указания на возможность осуществления выемки документов. В то же время в п. 4 ст. 93 Налогового кодекса РФ установлено: если проверяемое лицо отказалось представить запрашиваемые документы или не представило их в установленные сроки, должностное лицо налогового органа, которое проводит проверку, вправе произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Налогового кодекса РФ. Таким образом, из взаимосвязи приведенных норм следует, что в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля выемка документов возможна только в случае, если налогоплательщик не представил эти документы по ранее выставленному требованию инспекции. Однако арбитражной практики, подтверждающей данную точку зрения, нет.

    Основание: Письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 "О мероприятиях налогового контроля".

 

Архив новостей