Контактный телефон:

+7 (495)
660-32-69

Как стать нашим клиентом?
Заявка на обслуживание.

Вы можете оставить заявку
или задать вопрос:

Задайте вопрос специалисту

31.07.13

В Письме налогового ведомства разъяснен порядок подтверждения факта эксплуатации основного средства в условиях агрессивной среды для целей применения повышающего коэффициента амортизации.

Налогоплательщики вправе применять повышающий коэффициент (не более 2) к норме амортизации, если основное средство используется, в частности, для работы в условиях агрессивной среды (подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). В этом случае под агрессивной средой понимается совокупность природных и искусственных факторов, которые приводят к повышенному износу основных средств. По мнению ФНС России, для применения специального коэффициента необходимо соблюдение следующих условий:

- технология производства подразумевает наличие в производственном процессе взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной среды;

- основное средство находится в контакте, то есть в непосредственном соприкосновении, с этой средой;

- такая среда служит причиной или источником инициирования аварийной ситуации.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечень документов, подтверждающих правомерность применения повышающего коэффициента к норме амортизации. Следовательно, факт эксплуатации основного средства в условиях агрессивной среды может подтверждаться любыми документами. В то же время налоговое ведомство обращает внимание налогоплательщиков на следующие обстоятельства.

Во-первых, факт работы в агрессивной среде может подтверждать паспорт объекта, техническое описание или иной подобный документ, в котором указаны существенные условия эксплуатации основного средства. В свою очередь, инспекция в ходе контрольных мероприятий определяет конкретные факторы, вызывающие повышенный износ. Кроме того, она вправе истребовать у налогоплательщика пояснения по поводу повышенного износа основного средства, которое по техническим условиям может эксплуатироваться в условиях агрессивной среды, но используется без соблюдения правил, установленных заводом-изготовителем и технической документацией.

Во-вторых, необходимо установить, какая именно среда может являться причиной аварийной ситуации на производственном объекте. Наличие контакта с конкретной агрессивной средой может быть подтверждено заключением эксперта либо согласованным с налогоплательщиком планом расположения объектов, на котором отражены спорные основные средства и окружающие их предметы с указанием агрессивной среды между ними.

Также контролирующий орган сослался на судебную практику по вопросу документального подтверждения эксплуатации основных средств в условиях агрессивной среды либо контакта с ней. В приведенных судебных актах рассматривались споры в отношении имущества, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов. Суды руководствовались, в частности, Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". По мнению судов, налогоплательщик может представить оформляемые в установленном порядке свидетельства о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, договоры на страхование ответственности за причинение вреда, карты учета таких объектов, лицензии предприятия на осуществление соответствующих видов деятельности, документы, подтверждающие включение предприятия в перечень пожароопасных объектов, и иные доказательства, обосновывающие факт эксплуатации основных средств в контакте с агрессивной средой. В частности, в качестве примеров приведены Постановления ФАС Московского округа от 31.01.2011 № А40-169926/09-115-1286, от 13.12.2010 № А40-171536/09-20-1308, от 04.03.2011 № 40-45162/10-127-210, от 12.12.2011 № А40-124759/10-127-711 (Определением ВАС РФ от 23.03.2012 N ВАС-3201/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Следует отметить, что в указанных судебных актах ФАС Московского округа ссылался на ранее действовавшую норму п. 7 ст. 259 Налогового кодекса РФ, которая содержала порядок применения повышающего коэффициента амортизации, аналогичный установленному в подп. 1 п. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ.

С учетом изложенного, специалисты ФНС России пришли к выводу, что любые из приведенных документов, опросы технологов и других специалистов, а также иные подобные доказательства могут быть использованы как налогоплательщиком, так и налоговым органом в подтверждение своей позиции о наличии либо отсутствии оснований для применения повышающего коэффициента к норме амортизации в отношении отдельных объектов основных средств.

Основание: Письмо ФНС России от 01.07.2013 N ЕД-4-3/11772@. 

 

Архив новостей